От компетентности руководителей зависит успех и конкурентоспособность бизнеса. Менеджеры ежедневно принимают решения, которые влияют на все бизнес-процессы. Особенно большая ответственность возложена на руководство высшего и среднего звена. Среднее звено – это начальники отделов, департаментов, подразделений.
Топ-менеджмент – это уровень генерального директора и его прямых заместителей. Какое обучение должен пройти руководитель – зависит от уровня управления и выполняемых функций.Чем выше статус менеджера в организации, тем плотнее график и дороже рабочее время. При всём желании руководителям высокого уровня сложно выделить свободные часы для расширения профессиональных компетенций или формирования недостающих личностных качеств управленца. Осознанная необходимость в этом возникает при смене профиля деятельности, новом назначении или диверсификации работы компании.
Практика показывает, что осознанный подход к организации обучения руководителей, чёткая постановка целей и задач, выбор правильных форм и методов уже в краткосрочной перспективе дают компании следующие преимущества:
- Качественные и взвешенные решения.
- Рост личной и командной эффективности и продуктивности.
- Более быстрое достижение целей компании.
- Развитие корпоративной культуры.
- Формирование руководящего резерва и устойчивое развитие.
Внимание! Для достижения результата руководителей необходимо заинтересовать в обучении и применении новых знаний на практике.
Цели обучения руководителя
Выбор целей должен быть согласован со стратегией компании. В зависимости от приоритетов, актуальных на текущий момент, выбирают одну или несколько из перечисленных ниже целей:
- Развитие коммуникационных навыков.
- Формирование лидерских качеств.
- Специальные знания, связанные с технологиями производства.
- Организация внешних взаимодействий и другие.
Значительная часть рабочих задач руководителя приходится на рутинные процедуры и функции. Для их оптимизации существуют отработанные технологии, знание которых повышает личную эффективность. К таким процессам относятся мотивация, контроль, стандартные функции по управлению персоналом.
Наряду с рутинными процессами до 10-20% времени руководитель тратит на новые задачи – принимает решения в условиях неопределённости, ведёт переговоры, анализирует ситуацию на рынке. Здесь требуется комплекс навыков, умение применять знания и опыт в условиях дефицита времени и форс-мажора.
Как правило, цели обучения руководителя согласованы с проблемами, с которыми приходится сталкиваться ежедневно. Большинство из них удаётся решить, если сформировать нужные навыки – стереотип эффективности. Обучение отработанным подходам, проверенным практикой, позволяет максимально быстро и легко справляться с рутинными задачами.
Методы обучения руководителей
Чаще всего используют классическую триаду методов, описанных ниже.
Наставничество
Наставничество – метод обучения, когда более опытный и компетентный руководитель делится знаниями с начинающим менеджером более низкого ранга.
Преимущества
- Развитие без отрыва от основной работы.
- Знания максимально приближены к практике, их можно сразу применять.
Возможные трудности
- Выпадает часть рабочего времени руководителя-наставника.
- На период обучения необходимо найти сотрудников для выполнения части его рабочих обязанностей.
Коучинг
Коучинг – индивидуальное обучение под руководством бизнес-тренера
Преимущества
- Целенаправленный характер – формируется программа обучения под задачи и потребности конкретного руководителя.
- Возможно формирование необходимых личностных качеств, коммуникативных навыков, способности управлять временем, расставлять приоритеты и многое другое.
- Развитие способности ставить цели и решать проблемы.
- Быстрое восполнение пробелов в знаниях.
Возможные трудности
- На результат влияет личность тренера. Для достижения устойчивого результата требуется серия из нескольких занятий
Тренинг
Тренинг – групповой формат, деловые игры с участием нескольких руководителей для отработки управленческих навыков
Преимущества
- Эффективный обмен опытом и знаниями.
- Активное обучение руководителей основам коммуникаций с клиентами и сотрудниками.
- Развитие лидерских качеств.
- Ориентированность на практические задачи.
Возможные трудности
- Важен правильный подбор команды и постановка целей.
- Без своевременного закрепления участники тренинга быстро возвращаются к прежним моделям поведения.
В условиях дефицита времени и ресурсов актуальный формат обучения руководителей – микротренинги. Проводится серия коротких уроков по конкретной проблеме, чаще всего в виде тематических видеороликов по 10-15 минут. Полученную информацию менеджер применяет на практике. Такая форма обучения хорошо подходит для линейных руководителей и менеджеров среднего звена, где нет необходимости в проработке сложных концепций.
Для среднего бизнеса, новых проектов с небольшим бюджетом актуально также онлайн обучение руководителей – бесплатно можно освоить базовые навыки и знания, получить советы экспертов по решению типичных проблем, тайм-менеджменту, принятию решений, управлению ресурсами.
Среди используемых методов особенно популярно дистанционное обучение руководителей. Оно занимает минимум времени и ресурсов, проводится без отрыва от основной работы, позволяет получать знания в свободное время.
Программа обучения руководителей
Программа – это документ, в котором закреплены цели и задачи обучения руководителей в организации.
Она может быть краткосрочной или долгосрочной, составленной для всего управленческого персонала или отдельных должностей.
Важные пункты при составлении программы:
- Цели, задачи, сроки подготовки.
- Получаемые навыки и компетенции.
- Методы и средства.
- Бюджет.
- Ожидаемые результаты.
- Контроль эффективности.
Внимание! План обучения руководителей должен соответствовать стратегическим целям, направлениям роста и приоритетам компании.
Составлением программы обучения руководителей организации занимается HR-подразделение. Сильные компании организуют подготовку менеджеров на постоянной основе. Действуют эффективные программы для новых руководителей и повышение квалификации для сотрудников, уже работающих в организации.
При составлении программы учитывают сферу деятельности, должностные обязанности, результаты оценки компетенций. Обучение руководителей производства отличается от подготовки менеджеров, реализующих общие функции управления. Самая большая ответственность связана с подготовкой менеджеров топ-уровня.
Заключение
В процессе обучения руководители учатся правильно ставить цели, управлять временем и грамотно распределять ресурсы. Приобретают необходимые лидерские и коммуникационные навыки, осваивают технологии мотивации, контроля, планирования, что значительно повышает личную эффективность и производительность. Новые знания способствуют принятию качественных управленческих решений, помогают в решении рутинных и нестандартных творческих задач. Компании, которые инвестируют в развитие руководящего персонала, быстрее достигают целей и более успешны в конкурентной борьбе.
Свежие комментарии