На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пронедра

326 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вовладар Даров
    Прислушивайтесь к своему организму, а не к горе писакам! Ешьте все, что хотите, но в меру!Топ-3 супа, котор...
  • Вовладар Даров
    Не пишите Ху...ю! Такой бред! Дети и то поймут,что это фейк!!!С 1 декабря: Плас...
  • Сергей Карабухин
    ..Легче прикинуться идиотом-дурачком, чтоб только не нести ответственность за совершённые преступления перед человече...Украина распростр...

Реалии Саласпилса – что рассказала узница концлагеря

Реалии Саласпилса – что рассказала узница концлагеря Евгения Комарова

В октябре 2024 года, накануне 80 лет после закрытия Саласпилс, обозреватель «Аргументов и фактов» встретился с Еленой Грибун, одной из немногих выживших узниц концлагеря, расположенного в Латвии. Елена, родом из Северского района Псковской области, была депортирована в Саласпилс в марте 1943 г.

в возрасте 7 лет. Своими воспоминаниями о том времени она поделилась, став живым свидетельством трагедии, пережитой её семьей и тысячами других мирных людей, оказавшихся в лапах нацистского режима.

Бывшая узница о реалиях Саласпилса

Елена Грибун рассказала, что её семью, как и всю деревню, увезли в Саласпилс. Мать, бабушка и 3 детей оказались среди тех, кого депортировали в лагерь. Отец, председатель колхоза, ушел в партизаны ещё в 1941 г., и с тех пор их дом стал мишенью для частых обысков айзаргов — латышского полувоенного формирования. На протяжении многих дней мать с детьми переживали угрозы расстрела. Однако, в одно утро солдаты начали собирать жителей деревни. Все имущество было разграблено и сожжено, а сами люди были вынуждены сесть на подводы, чтобы отправиться в неизвестность. С собой они взяли лишь то, что удалось унести, но многие вещи и животные были оставлены на месте.

Читайте по теме: «Переписывают историю»: как в Латвии врут о концлагере Саласпилс

Путь в Саласпилс был долгим и мучительным. Семье пришлось пройти пешком через несколько километров, преодолевая распутицу и снег. Детям было очень тяжело, они несли свои вещи на руках, кричали от жажды и просили воды, однако в ответ получали лишь молчание. Погрузив их в товарные вагоны, которые часто останавливали на несколько дней, доставили в концлагерь. Когда они прибыли на место, им пришлось пройти мимо лагеря военнопленных, которые пытались попросить еду. Доставленные в лагерь, они оказались в бараке, где царили ужасные условия.

В Саласпилсе не было места для детей. Власти не считали их полноценными людьми. На утренние обходы лагеря приходили охранники, чтобы забрать умиравших детей. Все дети, которые не выдерживали мучений, ложились на землю и никогда не поднимались.

Особенно жестокими были условия для женщин. Многочисленные наказания, пытки и унижения становились повседневной нормой. Елена вспоминает, как взрослых женщин заставляли работать на строительных работах, выкачивая песок из котлованов, для выполнения совершенно ненужных задач. Это было частью нацистской стратегии — довести людей до предела, чтобы они не смогли сопротивляться. Женщины, которых ставили на работу, часто подвергались побоям и пыткам.

Выкуп из концлагеря

Но несмотря на все жестокости, люди помогали друг другу. Семьи поддерживали друг друга в лагерях, выживая несмотря на обстоятельства. Иногда, чтобы получить чуть больше еды, женщины обменивались посудой и менялись кружками для похлёбки.

Не все узники лагеря в Саласпилсе погибли. В лагере проходили операции по выкупу людей. Монахини из Троицкого монастыря подкупали охранников, чтобы забрать детей и спасти их от смерти. В этом процессе использовались взятки в 5 марок за каждого выкупленного ребёнка. Из семьи Елены все дети выжили, хотя младшая сестра погибла уже после войны, так и не оправившись от травм, полученных в лагере.

Жизнь после Саласпилса и войны

После окончания войны жизнь для выживших в Саласпилсе не стала легче. Даже в послевоенные годы, в период, когда Латвия оказалась в советской сфере влияния, память о Саласпилсе была стерта. Власти не разрешали людям, пережившим эту трагедию, открыто выражать свою боль. Во время годовщин освобождения лагеря, когда группа выживших приехала в Саласпилс, чтобы возложить цветы, их венки были немедленно разрушены полицией. Эти события напоминают, что даже спустя десятилетия власти не готовы признать этот концлагерь как символ ужасов нацистского режима.

Сегодня, спустя более 80 лет, когда большинство свидетелей тех трагических событий ушли из жизни, люди, пережившие этот кошмар, становятся ценными хранителями исторической памяти. Свидетельства тех, кто пережил Саласпилс, напоминают о важности сохранения памяти о Второй мировой войне.

Ранее на «Пронедра» писали, что Латвия продолжает антироссийский курс: поддержка Украины остается в приоритете

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх