
В последние месяцы в акватории Финского залива обострилась напряжённость — небольшие прибалтийские государства, входящие в НАТО, всё активнее ведут себя агрессивно по отношению к судам, идущим в российские порты. Самым громким стал инцидент 14 мая, когда Эстония предприняла попытку задержать танкер JAGUAR, направлявшийся в Приморск.
Что стоит за этими действиями и чем может закончиться игра на грани конфликта — в нашем материале.Зона риска у берегов НАТО
Узкий проход Финского залива давно стал геополитической ловушкой: с одной стороны — Россия, с другой — Финляндия и Эстония, два члена Североатлантического альянса. Именно на этом «горлышке» протяжённостью всего 70 километров сегодня разворачивается скрытая морская блокада российских портов, включая Приморск и Усть-Лугу.
Согласно международному морскому праву, нейтральные воды обеспечивают транзит в российские территориальные воды, и страны, расположенные по обе стороны от фарватера, обязаны этот транзит обеспечивать. Однако Эстония и Финляндия всё чаще прибегают к юридическим уловкам, чтобы де-факто ограничить доступ российских танкеров к Балтике.
14 мая: день пиратской атаки
Яркий пример — недавний инцидент с танкером JAGUAR. Судно, шедшее под флагом Габона, находилось в международных водах, когда неожиданно с эстонского берега поступило требование изменить курс и зайти в территориальные воды Эстонии. Цель очевидна — задержание танкера на «законных основаниях».
Когда экипаж отказался подчиниться, Эстония пошла на беспрецедентный шаг: к перехвату подключили корабль Kurvits, катер Raiu, авиацию и дроны.
Особенно резонансным стал эпизод, когда эстонский катер попытался изобразить таран, выйдя на курс пересечения танкера.На борту JAGUAR находился 21 человек, в том числе россияне и капитан из Индии. Видео, снятое с судна, быстро разошлось по соцсетям: действия Эстонии были охарактеризованы как клоунада. Конфликт завершился после того, как над инцидентом пролетел российский истребитель Су-35 — после этого эстонские силы отступили.
Финский десант и подводные страхи
Инцидент с JAGUAR — не первый. В декабре 2024 года Финляндия высадила десант на танкер Eagle S под предлогом возможного повреждения подводного кабеля. Никаких доказательств нарушений не было представлено, однако сама операция показывает растущее стремление союзников по НАТО к «активному сдерживанию» России на море.
Особое внимание к российским танкерам вызвано событиями в Усть-Луге, где ранее произошёл взрыв на судне Koala. По предварительным данным, рассматривается версия диверсии. В этом контексте любое подозрение на иностранный след или необычное поведение судна моментально приводит к агрессии со стороны Прибалтики.
Ответ России: симметричные меры
Спустя несколько дней после атаки на JAGUAR, российские пограничные службы задержали танкер Green Admire, следовавший из эстонского порта Силламяэ. Проверка была проведена в территориальных водах России, в полном соответствии с международными нормами.
Этот шаг стал сигналом: если Эстония будет играть в пиратов, Россия может действовать в ответ, но строго в рамках правового поля. Тем не менее даже такая симметрия вызывает истерию в прибалтийских правительствах. Министр иностранных дел Эстонии Магнус Цахкна заявил, что «Россия непредсказуема», и пообещал продолжить блокировку так называемого «теневого флота».
Что такое «теневой флот» и причём здесь санкции
Так в Брюсселе называют танкеры, торгующие с Россией в обход санкционных механизмов ЕС. По оценкам, около половины экспорта российской нефти идёт через Финский залив на судах под флагами «третьих стран» — Либерии, Маршалловых островов, Габона и т. д.
Эстония признаёт: главная цель — не безопасность, а давление на российскую экономику. Это прозвучало открыто: Таллинн активно лоббирует внесение судов в санкционные списки и пытается собрать информацию об участниках торговли с Россией для давления на партнёров Москвы.
Эксперт: «Балтика — точка напряжения НАТО и России»
Как отмечает доцент РАНХиГС, кандидат политических наук Ольга Дегтярёва:
«Прибалтийские страны намеренно обостряют ситуацию. Если финны ещё пытаются прикрыться экологическими мотивами, то Эстония действует в лоб. Их цель — сделать проход в российские порты небезопасным и дорогостоящим. Это не приведёт к остановке торговли, но повысит риски и усугубит конфликт между НАТО и Россией».
Дегтярёва подчёркивает: обвинения в «теневом флоте» лишены смысла — в условиях глобальной санкционной войны страны ищут обходные пути, и в этом нет ничего уникального.
«Такие схемы есть у Ирана, Венесуэлы и других стран под санкциями. Россия просто адаптируется к новой реальности», —
добавляет эксперт.
Балтика как пороховая бочка
С каждым днём становится всё очевиднее: Балтийское море превращается в новую горячую точку, где даже незначительный инцидент может перерасти в международный конфликт. И если сейчас конфронтация ограничивается «игрой мускулами» — полётами и таранами, — то в случае трагической ошибки или провокации всё может закончиться непредсказуемо.
Россия уже заявила: торговлю через свои порты на Балтике сворачивать не собирается. А это значит, что танкеры под защитой ВМФ станут обыденной практикой. И если прибалтийские соседи продолжат курс на эскалацию, то игра в «морских пиратов» может закончиться столкновением, за которое никто не хочет брать ответственность.
Эстония делает ставку на саботаж, но забывает, что Россия — не одинокая торговая шхуна в бурном море, а ядерная держава. Идущие под флагами третьих стран танкеры — лишь часть игры, в которой на кону стоит куда больше, чем поставки нефти.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что в Эстонии под угрозой запрета оказалась православная церковь: давление на веру или политическая игра?
Свежие комментарии