1 мая, известный в Древней Руси как Травень, был днем, когда славянские язычники отмечали Живин день. Это время начинало последний весенний месяц, и уже после полуночи начинались подготовки к празднованию. Название «Жива» происходит от имени божества Живены, что переводится как «дающая жизнь», отражая её роль как богини весны, плодородия и жизни.
Живена, дочь Дажьбога и Лады, почиталась как ключевое божество весны и была ответственной за урожай и жизненную силу рода.История славянского праздника Живин день
С раннего утра язычники начинали подготовку к торжеству, отмечающему Живу, богиню, отвечающую за любовь, жизнь и плодородие. Это особенно значимо в период посева. Слова, такие как «живой» и «жито», произошли от её имени. В некоторых исторических записях упоминается, что Жива была не дочерью, а женой Дажьбога, и могла появляться в одном из трех образов: Лады, Лели и Макоши. Леля представляется как молодая девушка, играющая и очаровывающая всех вокруг, Лада — как замужняя женщина, хранительница домашнего очага, а Макошь — как мудрая и опытная женщина, охраняющая жизнь поколений.
Жива, красивая голубоглазая и русоволосая девушка, часто изображалась с снопом колосьев в руках и в зеленых одеждах, символизирующих весну. Её образы можно найти в записях средневековых хронистов и путешественников, таких как «Славянские хроники» Гельмольда из Босау XII века. В те времена полабские славяне, жившие в долине реки Эльбы в современной Северной Германии, построили святилище, посвященное Живе, в месте, ныне известном как город Ратцебург, в средневековье именуемый Ратибором.
Традиции и обряды, приметы и поверья этого дня
В древней славянской традиции существовал ряд обрядов и традиций, связанных с празднованием в честь богини Живы, символизирующей плодородие и оживление природы. Вот основные из них:
- Празднование начиналось с обрядов у засеянных полей, где люди просили богов о богатом урожае и здоровом приплоде у скота.
- Вечером у водоёмов зажигались костры, вокруг которых проводились ритуалы очищения, уходящие корнями в древние времена. Одним из ключевых моментов было погружение в воду, символизирующее очищение от грехов.
- Женщины с метлами устраивали пляски вокруг костра, проводя обряд очищения пространства от злых духов и в честь богини домашнего очага и природы.
- Прыжки через костер являлись обязательной частью праздника, считалось, что высота прыжка определяет, как далеко от человека будет смерть.
- Участники праздника водили хороводы и участвовали в играх, что символизировало радость и приветствие весны.
- В ночь на праздник Живы любой сон мог стать вещим, и люди искали в них знаки и предсказания.
- Печенье в форме жаворонков пеклось как символ приближения весны и тепла, и угощение им считалось знаком доброго здравия и счастья.
- С приходом христианства некоторые элементы празднования Живы были адаптированы под христианские традиции, в частности, совместив его с памятью святой Параскевы, которая в некотором смысле перекликается с атрибутами славянской богини Макошь, покровительницы судьбы и плодородия.
Атрибуты богини Живы
В древнеславянской мифологии существовали следующие поверья, связанные с божеством Живой:
- Кукушкин день отмечается 26 мая, в то время как начало лета и поздняя весна — 1 мая.
- Животное, символизирующее Живу, — кукушка. Считалось, что услышав её в лесу, можно обратиться с просьбой узнать о своём будущем и продолжительности жизни, так как кукушка могла передать волю богов.
- Богиня Жива иногда являлась людям в образе кукушки, спускаясь на землю из Ирия, райского места в славянской мифологии.
- В честь богини Живы было принято жертвовать фрукты, плоды и свежий хлеб на праздник, в надежде на щедрое вознаграждение от богини.
- Жива считалась покровительницей источников и родников, оттуда и мифы о мертвой и живой воде, которые могли либо забирать здоровье, либо возвращать его человеку.
Свежие комментарии