С 1 сентября 2025 года в России вступают в силу изменения в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. Изменения на первый взгляд кажутся незначительными — всего два пункта, но их последствия могут затронуть тысячи граждан. Мы разбираемся, что именно изменилось, кто теперь не сможет получить или сохранить водительские права, и как это отразится на практике.
Кто не сможет сесть за руль: изменения в психиатрии и офтальмологии Перечень медицинских противопоказаний, утверждённый еще в 2014 году, делит заболевания на четыре основные группы:психические расстройства и расстройства поведения; нарушения, вызванные употреблением психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания); болезни нервной системы (эпилепсия); патологии зрения и глаз.
В 2025 году изменения затронули первую и четвёртую группы:
В психиатрическую категорию добавлены "общие расстройства психологического развития", что означает включение таких диагнозов, как аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и прочие расстройства аутистического спектра (РАС). В офтальмологическом блоке ахроматопсия (полная цветовая слепота) заменена на более широкую формулировку — аномалии цветового зрения.
Аутизм — теперь официально противопоказание к вождению? Нет, говорят специалисты. Формулировка в законодательстве — скорее уточнение, чем кардинальное изменение. Как пояснил психиатр Дмитрий Стежков, люди с подобными диагнозами и раньше редко допускались к управлению автомобилем без тщательной медицинской оценки. Всё решается индивидуально. «Могли и раньше не дать права — и не давали. Просто теперь диагнозы формализованы.
Человека с РАС всё равно обследует врач. И если он адаптирован, понимает, что делает, способен прогнозировать ситуацию — ему могут разрешить сесть за руль», — поясняет специалист.Но проблема в другом: аутизм и смежные расстройства имеют широкий спектр проявлений. Кто-то с подобным диагнозом способен работать и жить полноценно, кто-то — нет. Государство официально признаёт: все зависит от решения врача. Цвета, которые опасны: почему дальтонизм — повод для ограничений Ранее в перечне стояла только ахроматопсия — редкое состояние, при котором человек видит мир в оттенках серого. Теперь в категорию противопоказаний включили все аномалии цветового зрения.
И снова — не всё так однозначно. Далеко не каждый дальтоник окажется за бортом автомобильной жизни. «Если человек путает красный и зелёный — это уже может быть потенциально опасно. Но если он всего лишь слабо различает оттенки, не критичные для дорожных знаков и сигналов — врач может разрешить вождение», — объясняет Стежков.
Опасения есть: у человека может произойти сбой восприятия в стрессовой ситуации — и даже минимальное отклонение может привести к ДТП. Тем не менее, диагноз не означает автоматический запрет: здесь тоже ключевое слово — оценка специалиста. Новый механизм контроля: даже полученные права можно будет потерять Главное нововведение — не только в списке противопоказаний, но и в механизме контроля за состоянием здоровья водителей. Теперь любой врач — терапевт, невролог, окулист или психиатр — может при подозрении направить пациента на внеплановую медкомиссию.
Если пациент не пройдёт повторную проверку или проигнорирует её, информация будет передана в ГИБДД, которая сможет приостановить или аннулировать водительское удостоверение. Причём уже не через суд, как раньше, а в административном порядке. А восстановить права можно будет только после излечения и повторного прохождения комиссии.
Это изменение, как считают эксперты, может серьёзно изменить практику:
Раньше фактически "отлавливали" только алкоголиков и наркозависимых, которые состояли на диспансерном учёте. Теперь под наблюдение попадут и те, у кого развиваются неврологические или психические отклонения уже после получения прав — и даже пожилые водители с возрастными изменениями.
Закон стал строже, но не безжалостен Важно подчеркнуть: диагноз — не приговор. Главная идея реформы — сделать контроль за состоянием водителей гибким, но действенным. Как указывает Минздрав, всё будет решаться на уровне конкретного пациента и конкретного врача. А значит, медицинская комиссия приобретает ещё большую значимость — и ответственность. «Нет чёрного и белого. Есть десятки оттенков серого. Главный вопрос — может ли человек сохранять контроль над собой и ситуацией на дороге. Всё остальное — детали», — резюмирует Дмитрий Стежков.
Реформа уже вызвала горячие споры. Одни говорят о защите общества от потенциально опасных водителей, другие — о дискриминации. Так или иначе, цель одна: безопасность на дорогах. И если новые нормы смогут предотвратить хотя бы одно трагическое ДТП — возможно, они оправданы.
Но чтобы система работала справедливо, требуется не только закон, но и квалифицированные врачи, а также налаженная база между Минздравом и МВД. Иначе даже самая разумная инициатива останется формальностью.
Коротко о главном
С 1 сентября запрещено выдавать права при "общих расстройствах психологического развития" и аномалиях цветового зрения. Каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Врачи смогут направлять водителей на внеплановые осмотры — при подозрениях на противопоказания. ГИБДД получает право временно лишать прав без суда, по медицинским основаниям.
Ранее журналисты сайта "Пронедра" писали, что с 3 июля забудьте о своих старых водительских правах: новые правила ГИБДД, когда удостоверения будут считаться действительными
Свежие комментарии