Родители должны быть особенно внимательны после сдачи ЕГЭ, чтобы избегать неосторожных фраз, которые могут вызвать нервные срывы у подростка. Первые экзамены уже написаны, но до завершения всей сессии осталось еще много времени — последний экзамен состоится лишь 20 июня.
Затем начнется суета с поступлением. Иногда родители переживают больше, чем сами дети, и своей нервозностью они могут подорвать веру подростка в себя и свою удачу. В некоторых продвинутых школах даже обучают детей не только содержательной стороне подготовки к ЕГЭ, но и психологическому аспекту, учат, как правильно общаться с чересчур тревожными родителями. О том, какие фразы нельзя говорить подростку, сообщает издание «Комсомольская правда».Какие фразы после ЕГЭ могут испортить подростку судьбу
Чтобы родители не нарушили правильную настройку у своих детей, журналисты обратились за помощью к ведущему специалисту Центра психологического развития ребенка «Архитектура будущего» — Дмитрию Панасюку, — пишет pronedra.ru.
- Крышу сносит от ожидания!»
Ожидание результатов экзамена (которое может продолжаться неделю или даже две) является настоящим испытанием для подростка, не меньшим, чем сама сдача экзамена. Если при этом родители выражают свою тревогу, употребляют успокоительные и преувеличивают «ужасное будущее», то дела обстоят далеко не лучшим образом. С таким настроем ваш выпускник рискует провалить остальные экзамены или даже отказаться от их сдачи, убеждая себя, что он неудачник.
Что делать? Заполните период ожидания и неопределенности какими-то делами. Постарайтесь не думать о том дне и отвлекайтесь от этого. Главная идея, которую нужно передать, заключается в том, что вы признаете все усилия, которые сделал ваш ребенок, и верите в него. Теперь просто остается ждать.
- «Ошибка случилась? Расскажи о ней!»
Понятно, что родители нетерпеливо хотят узнать, как прошел экзамен, и часто надеются услышать, что ошибок не было и все прошло хорошо. Однако эти эмоции следует оставить при себе. Позвольте подростку самому рассказать о своем опыте экзамена, когда он сам почувствует это желание.
Правильный подход: спросите, как у него все прошло и что он чувствует. Если у него на лице написано беспокойство, спросите, почему он переживает, и скажите, что и вам очень важно его настроение. Таким образом, вы проявите понимание его эмоций и окажете ему поддержку. Также полезным может быть рассказ о вашем личном опыте сдачи экзаменов, о неудачах, удачах и забавных случаях.
- «Все пропало! Что делать?»
Частая реакция на получение плохой оценки. Однако подобные слова не приносят никакой пользы ни вам, ни вашему ребенку.
Что делать? Вспомните, что все еще не потеряно! Жизнь продолжается, и в ней бывают разные ситуации, но многие из них можно исправить. Обсудите заранее с ребенком планы «Б», «В» и так далее, если все пойдет по плохому сценарию. Даже если он получит не 100, а 60 баллов, или провалит экзамен, существует множество вариантов: апелляция, пересдача, поступление в колледж, возможность поработать, взять год на раздумья и подготовку… Главное, что жизнь не останавливается, неудача на экзамене не делает ребенка «провальным», и это не означает неуспех в будущем.
- «Успех возможен без высшего образования!»
Подростки часто используют такие примеры для оправдания своих неудач в учебе. Конечно, можно поддержать такой разговор, но важно не допустить, чтобы ребенок расслабился.
Переведите разговор в конструктивное русло: образование важно, и даже без высшего образования потребуется много труда, поиска собственных талантов и развития. Ведь, как известно, вода не течет под лежачий камень.
- «Все будет хорошо!»
Эта фраза сама по себе позитивная, но в случае провала на экзамене она может быть бессмысленной и даже обидной для ребенка. Потому что родитель, казалось бы, отмахивается от него и его проблем.
Лучше подождать, пока подросток сам справится с переживаниями, и предложить ему вместе обдумать, что можно сделать для улучшения ситуации. Часто родители внушают ребенку определенную последовательность действий: окончил школу, поступил в институт, закончил обучение, пошел работать. И когда внезапно неудача на экзамене нарушает эту цепочку, неясно, что делать дальше. Поэтому лучше с самого начала построить эту последовательность таким образом, чтобы ребенок воспринимал неудачу как открытую возможность, а не ужасную потерю.
- «Ты провалялся на диване, в то время как Вася готовился и получил хороший результат!»
Сравнивать с кем-то — плохая идея, так как это может вызвать у ребенка неуверенность в себе. Все дети разные, у каждого свои сильные и слабые стороны. И успех на экзамене зависит не только от знаний, но и от удачи.
Даже если результаты не соответствуют ожиданиям, важно показать, что вы цените старания ребенка. Экзамен — это не только оценка, но и огромное количество усилий и подготовки.
- «Мы потратили столько денег на репетиторов, а ты все равно провалился!»
Упрекать ребенка в нанятых репетиторах и внушать ему чувство вины несправедливо. Ведь вы сознательно их нанимали и оплачивали дополнительные занятия, и вы были готовы к риску. Кроме того, результаты вложений могут проявиться позже.
Свежие комментарии