Ситуация в угольной отрасли остается непростой. Российские экспортеры сталкиваются с серьезными вызовами на фоне падения мировых цен и увеличения издержек на транспортировку. В связи с этим в Минэнерго выступили за усиление поддержки отрасли.
Ведомство, в частности предложило возобновление переговоров с Китаем об отмене пошлин на импортируемый из РФ уголь, сообщает «Коммерсантъ».Пошлины на уголь в Китае
Соответствующая информация представлена в докладе о реализации программы развития угольного сектора в 2023 г. Документ был отправлен в Министерство экономического развития 30 мая. Представители обоих ведомств отказались комментировать ситуацию дополнительно. Пошлины были введены Китаем в 2014 г. Они составляют 3-6% и затрагивают антрациты, энергетический и коксующийся уголь. При этом пошлины не касаются угля из Австралии, Индонезии и некоторых других стран. Китай временно отменял сбор (вводил нулевую ставку) с мая 2022 г. до конца 2023 г. КНР и Россия давно обсуждают отмену пошлины на уголь. Информация о консультациях между двумя странами относительно снижения пошлин поступала в Минэкономики еще в 2015 г.
Минэнерго предлагает стремиться к отмене сбора, учитывая сложное положение угольной отрасли. Прибыль компаний до налогообложения в 2023 г. составляла 356,7 млрд рублей, снизившись в 2,1 раза. Также отмечено сокращение налоговых поступлений на 34%. По оценкам осведомленных источников без пошлин угольная отрасль могла бы нарастить ежегодные доходы на 150 млрд рублей за счет увеличения поставок в КНР. Они также указывают на абсурдность ситуации, отмечая, что Китай ввел пошлину именно против России, в то время как другие страны, такие как Австралия, поставляют уголь в Китай без каких-либо ограничений.
Логистика и расчет налогов на уголь
Ведомство также подняло вопрос о возможности выделения региональных квот на экспорт угля как на восток, так и в порты северо-запада и юга России, особенно в условиях дефицита транспортных мощностей. Учитывая необходимость переориентировать поставки на фоне санкций, угольщики неоднократно указывали на сложности с железнодорожными перевозками. Для последних, как писали на pronedra.ru, впоследствии пересмотрели приоритетность грузов. В рамках действия принципа недискриминационного доступа будет вывозиться около 100 млн т угля.
Минэнерго также выступает за введение перевалочных тарифов на среднерыночном уровне с максимальным отклонением в 20%. В качестве примера чрезмерных расхождений приводится терминал ОТЭКО, где они достигали 60%. Под давлением угольных компаний и трейдеров перевалка через площадку была сокращена в начале 2024 г. Отгрузки были возобновлены в марте-апреле.
Кроме того, Минэнерго предлагает включить цену отсечения в курсовые экспортные пошлины и не использовать австралийский индекс при расчете НДПИ на коксующийся уголь. Эксперты также высказывают мнение о необходимости пересмотра принципа расчета величины налога на доходы от прибыли на данный вид топлива.
Свежие комментарии