Европейский Союз утвердил очередной, 15-й по счету, пакет антироссийских санкций, направленный на усиление давления на энергетический сектор России и ограничение деятельности теневого флота, перевозящего нефть и нефтепродукты.
В список попали 52 судна, преимущественно танкеры, а также руководители ряда российских компаний, связанных с транспортировкой и добычей энергоресурсов. Таким образом, общее число судов, попавших под санкции ЕС за перевозку российского топливного сырья, увеличилось до 79. Как новые ограничения могут повлиять на мировой рынок нефти сообщает Forbes.ru.Ужесточение санкций Евросоюза
Одобренный 11 декабря постоянными представителями стран ЕС пакет санкций был утвержден Советом Евросоюза 16 декабря и опубликован в официальном журнале ЕС. Эти меры направлены на борьбу с судами, участвующими в обходе механизма потолка цен на российскую нефть, а также на ограничение их доступа к европейским портам и сервисам, связанным с морскими перевозками
Читайте по теме: США ужесточают санкции против нефти из России: чем грозит решение
Новый пакет ограничений не обошел и ключевых руководителей российских компаний, связанных с морской логистикой и газовой отраслью. Санкции коснулись генерального директора «Газстройпрома» Николая Ткаченко, главы «Газпромфлота» Юрия Шамалова, а также руководителей «Газпром СПГ технологии», «Роснефтефлота», «Прайм Шиппинг» и «Инвестнефтетрейд». Таким образом, меры ЕС затрагивают ключевые структуры, обеспечивающие транспортировку энергоресурсов и логистическую поддержку энергетического сектора.
Борьба с теневым флотом стала одним из приоритетов для Брюсселя. Европейский парламент еще 14 ноября принял резолюцию, призывающую к более активным мерам против танкеров, использующих схемы обхода санкций. В документе также содержится требование введения санкций против судов, не имеющих надлежащего страхового покрытия при прохождении через европейские воды, а также усиления контроля за морскими перевозками с использованием беспилотников и спутникового мониторинга.
Предложенные меры включают систематические инспекции судов для пресечения нелегальных перевозок, а также блокирование их доступа в европейские порты. Введение подобных ограничений должно, по мнению европейских чиновников, усложнить функционирование теневого флота, который играет значительную роль в обеспечении российского экспорта энергоресурсов.
Новые санкции против нефти из России от США
Тем временем аналогичные меры рассматриваются и в Соединенных Штатах. По информации агентства Bloomberg, администрация президента Джо Байдена изучает возможность введения новых санкций против танкерного флота, который используется Россией для транспортировки нефти в обход ограничений. США стремятся ужесточить контроль над исполнением механизма ценового потолка, введенного странами G7 и ЕС для ограничения доходов России от продажи энергоресурсов.
Ситуация с теневым флотом вызывает обеспокоенность на Западе, так как танкеры, входящие в эту систему, зачастую не имеют надлежащей страховки и обходят международные нормы безопасности, что повышает риски инцидентов на море. ЕС, усиливая санкционное давление, стремится сократить возможности для обхода ограничений, нацеленных на снижение доходов российской экономики от экспорта нефти и нефтепродуктов.
Влияние санкций против российской нефти
Новый пакет мер выглядит компромиссным и не несет серьезного изменения в ситуации, считают эксперты. Его согласование стало скорее демонстрацией активности со стороны европейской бюрократии, чем шагом к эскалации.
Аналитики отмечают, что ЕС продолжает действовать в рамках уже существующих мер, лишь дополняя их новыми элементами. По мнению эксперта Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича, европейские политики не готовы к принятию действительно радикальных шагов из-за отсутствия единой политической воли. Санкции касаются лишь небольшого сегмента судов, а расширение списка воспринимается как условное усиление давления, не приводящее к серьезным последствиям.
Ситуация с «серым флотом» демонстрирует ограниченность санкционного воздействия. Мировой теневой флот насчитывает порядка 1650 судов, из которых около 600 принято считать российскими. Включение 52 новых судов в санкционные списки ЕС затрагивает лишь небольшую их часть. Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор капитал», считает, что запрет на заход в европейские порты для некоторых танкеров создает лишь локальные неудобства. Суда могут продолжать выполнять свои задачи, перегружая нефть на рейде или перенаправляя транспортные маршруты в страны Юго-Восточной Азии. Более серьезные ограничения, такие как запрет на прохождение через европейские проливы без одобренной страховки, теоретически возможны, но пока остаются гипотетическими.
Санкции против руководителей транспортных компаний, таких как «Газстройпром», «Газпромфлот» и «Роснефтефлот», носят скорее символический и психологический характер. Для большинства топ-менеджеров, по мнению экспертов, такие меры не станут неожиданностью, и их реальные последствия будут ограничены. Введение персональных ограничений вряд ли приведет к массовым кадровым перестановкам, но повлияет на возможности зарубежных поездок и управления активами за пределами России.
Санкции «символичны», но могут создать трудности
Часть аналитиков оценивает санкции несколько строже, указывая на возможное усложнение логистических цепочек и рост издержек. Даниил Тюнь из «Цифровых Финансов» считает, что увеличение числа судов под ограничениями может привести к удорожанию морских перевозок. Дополнительные расходы на логистику могут повлиять на стоимость экспортируемых товаров, что вызовет новый виток роста цен. Тем не менее, Россия уже продемонстрировала способность обходить санкционные барьеры через альтернативные маршруты и третьи страны, что ограничивает эффективность принимаемых мер.
Эксперты уверены, что ЕС продолжит разработку новых пакетов санкций, но их результативность будет зависеть от способности Брюсселя контролировать соблюдение ограничений. На данный момент санкционное давление со стороны ЕС остается относительно умеренным и уступает по своей строгости мерам, принимаемым Соединенными Штатами. Вашингтон, в отличие от Брюсселя, готов к более активным действиям в отношении российского экспорта и теневого флота.
Ранее на pronedra.ru писали про европейский кризис санкций: как Латвия и Литва заблокировали 15-й пакет мер против России
Свежие комментарии