Министерство Восточного развития России (Минвостокразвития) представило 3 сценария развития поставок по Северному морскому пути и акватории Арктики до 2030 г. (в перспективе – до 2035 г.). О перспективах СМП сообщает «Коммерсантъ».
Поставки по Севморпути: преимущества и перспективы
Маршрут удобен для отправки грузов в Азиатско-Тихоокеанский регион, на чьих рынках Россия увеличила присутствие в связи с западными санкциями. При этом судам становится сложнее проходить восточный участок СМП в зимний сезон. Всего за 2022 г. по нему было перевезено 34 млн т грузов. При этом планируется довести объем до 80 млн т к 2024 г. и до 150 млн т – к 2030 году.
Согласно основному сценарию, ожидается успешная реализация планов по поставкам «Роснефти», «Восток Ойла» и СПГ-проектов «НОВАТЭКа». Предполагается, что компании не столкнутся с недостатком ледоколов и инфраструктурных возможностей.
Грузопоток по Севморпути достигнет 74 миллионов тонн к 2024 году и продолжит расти, до 230 миллионов тонн к 2035 году. До 75% грузооборота придется на нефть и СПГ.
Оптимистичный сценарий предполагает еще более значительный рост. Грузопоток по СМП должен достигнуть 81 миллиона тонн к 2024 году и увеличиться до 288 миллионов тонн к 2035 г., сообщают журналисты pronedra.ru со ссылкой на данные Минвостокразвития. Этот рост будет обеспечен новыми проектами НОВАТЭКа, такими как «Арктик СПГ-1», «Арктик СПГ-3». Грузопоток должен увеличиться и за счет работ АЕОН по освоению месторождений.
Грузопоток по СМП: консервативный сценарий
Данный вариант предполагает, что НОВАТЭК откажется от некоторых проектов, а другие будут отложены или уменьшены в масштабах из-за санкций. Это, в свою очередь, приведет к значительному увеличению транзитных перевозок по СМП в 2023 году.
Ггрузопоток достигнет 117 млн т к 2030 г., и 131 млн т – к 2035 г. Годовой объем транзитных перевозок должен достигнуть 38 млн т. Транзитные перевозки вырастут до 38 миллионов тонн в год. В 2023 году показатель может составить 4 миллионов тонн, а в 2024 году — 7 млн т. Этому способствует перенаправление угля на терминал «Лавна» (Муранская обл.).
Однако, чтобы реализовать этот сценарий, России необходимо будет усилить свой ледокольный флот. В 2024 году ледокольная группировка должна состоять из 8 атомных и 3 неатомных ледоколов.
Существует и оптимистичный сценарий, который предполагает увеличение транзитных грузоперевозок, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По этому сценарию, к 2030 году планируется достичь соглашений о поставках до 50 миллионов тонн грузов в Китай. Нарастить экспорт планируется также в Южную Корею, Японию и другие азиатские страны. Однако, согласно экспертам, консервативный сценарий кажется наиболее реалистичным. Они обращают внимание на ряд технических и организационных проблем, таких как ограниченные возможности новых танкеров и нехватка ледоколов. Такие проблемы могут замедлить планы по развитию СМП и создать серьезные вызовы для российских проектов в Арктике.
Безусловно, будущее Северного морского пути остается предметом острой борьбы и сложных решений. Пока российские власти и компании продолжают стремиться к оптимизации этого маршрута, вызовы, такие как санкции и технические сложности, продолжат определять путь вперед.
Свежие комментарии