Политический кризис на Украине, сопровождаемый утратой доверия к власти и продолжающимся вооружённым конфликтом, вновь поднимает вопрос о необходимости внешнего управления. Президент России Владимир Путин предложил обсудить с международными партнёрами возможность введения временной администрации под эгидой ООН.
Целью такого шага является проведение демократических выборов и создание легитимного правительства, способного обеспечить стабильность и вести переговоры о мире.Однако является ли внешнее управление универсальным решением? Какие исторические примеры можно привести и насколько они применимы к украинской реальности? Ответы на эти и другие важные вопросы узнали журналисты сайта pronedra.ru.
Исторические примеры внешнего управления
Камбоджа: мир через международное посредничество
После вывода вьетнамских войск в 1991 году Камбоджа стала площадкой для миротворческой операции ООН. Временный орган ООН в Камбодже взял на себя управление страной, обеспечивая проведение многопартийных выборов и формирование устойчивых государственных институтов. Итогом стала стабильная государственность, за исключением затянувшейся партизанской борьбы «красных кхмеров».
Читайте по теме: Переговоры США и Украины: обсуждаются территориальные уступки ради мира с Россией
Восточный Тимор: от оккупации к независимости
Восточный Тимор, оккупированный Индонезией с 1975 года, обрёл независимость после референдума 1999 года. Временная администрация ООН способствовала восстановлению инфраструктуры и созданию органов власти. К 2002 году страна добилась суверенитета, несмотря на исходное противодействие мощных геополитических игроков.
Применимость моделей к Украине
Однако простое перенесение этих моделей на украинскую почву вызывает вопросы. В отличие от Камбоджи и Восточного Тимора, Украина является ареной геополитического столкновения между Россией и Западом. Вмешательство внешних игроков здесь не просто неизбежно — оно уже происходит.
Территориальный вопрос
Восточный Тимор и Камбоджа не имели острых территориальных споров. Украина же де-факто разделена. Территории, контролируемые Россией, Западом признаются частью Украины, и ни одна из сторон не готова идти на компромисс.
Опыт Боснии: предупреждение или пример?
Внешнее управление Боснии и Герцеговины через институт Верховного представителя стало примером, как неравномерное влияние Запада может привести к искусственной федерации, постоянно балансирующей на грани распада. Украинский конфликт слишком масштабен, чтобы аналогичный подход мог привести к устойчивому миру.
Германский сценарий: раздел как неизбежность?
После Второй мировой войны Германия была разделена на оккупационные зоны. Союзники разделили страну по линиям своего фактического присутствия, признавая невозможность полного контроля. Подобная модель кажется наиболее реалистичной для Украины.
Украина уже утратила суверенитет, и раздел на зоны влияния выглядит неизбежным. При этом у России нет возможности захватить всю территорию, как нет у Запада ресурсов для вытеснения России с занятых позиций.
Однако для реализации даже германского сценария требуется военное поражение Украины или прекращение внешней поддержки. Пока же западная помощь позволяет Киеву продолжать сопротивление.
Легитимность власти: кто будет вести переговоры?
Сегодняшний киевский режим во главе с Владимиром Зеленским утратил легитимность в глазах значительной части населения. Верховная рада, которую должны были переизбрать ещё прошлым летом, также не пользуется доверием. Возникает вопрос: с кем договариваться?
Россия предлагает считать легитимной властью Верховную раду, однако её состав устарел. Без внешнего управления и новых выборов установить подлинно представительную власть в Украине будет сложно.
Позиция США: препятствие или шанс?
США не готовы к разделу Украины или введению внешнего управления. Однако президент России Владимир Путин заявил, что условия могут стать жёстче с течением времени.
История показывает, что внешнее управление может быть эффективным инструментом восстановления государственности, но только при согласии внешних игроков и отсутствии нерешённых территориальных вопросов. Украинский конфликт слишком сложен для прямого переноса успешных моделей из прошлого.
Без военного поражения Украины или прекращения западной поддержки раздел страны и внешнее управление остаются гипотетическими. Однако при изменении геополитической ситуации германский сценарий с разделом зон влияния может оказаться неизбежным исходом. Вопрос лишь в том, кто и когда будет готов признать эту реальность.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что Трамп указал на препятствия в урегулировании конфликта на Украине
Свежие комментарии