8 января 1934 года Совнарком РСФСР утвердил *Положение о Комитете по игрушке при Наркомпросе*, что сделало игрушку частью государственной идеологии. В 1932 году в Загорске (ныне Сергиев Посад) был создан первый в мире научно-экспериментальный институт игрушки, позже ставший Всесоюзным НИИ.
Этот институт разработал уникальную модель централизованного подхода: создавались эталонные игрушки, которые отправлялись на заводы, а авторские проекты заводов проходили строгую художественно-техническую экспертизу. Игрушки стали отражением эпохи и средством воспитания советских граждан, а их разработка включала психологов, педагогов и инженеров.
Идеология в деталях: как игрушки воспитывали детей
Источник фото: gw2ru.com
Советские игрушки были не просто развлечением, а инструментом формирования гражданина. В них отражались актуальные события и государственные ценности. Так, в 1930-х появились куклы в виде красноармейцев, почтальонов и матросов. В 1957 году, когда в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи, производились куклы, олицетворяющие интернациональную дружбу. Космическая гонка породила фигурки Белки и Стрелки, ракеты и луноходы, ставшие символами эпохи.
Читайте по теме: Как воспитывали в СССР: пять роковых ошибок, которые ломали жизнь детям
Даже игрушки для игр «в войнушку» несли воспитательную миссию. Солдатики, металлические танки и гаубицы были качественными, долговечными и воспитывали в мальчишках интерес к оборонной технике.
«Неубиваемая» долговечность: секреты производства
Источник фото: gw2ru.com
Качество игрушек было на высоте, ведь их часто производили на оборонных заводах. Например, Тульский патронный завод выпускал миниатюрные танки, а игрушечные сковородки действительно годились для жарки яичницы. Металлические конструкторы с винтиками и болтами закладывали основы инженерного мышления.
Долговечность игрушек объяснялась не только качеством материалов, но и культурной парадигмой: игрушка должна передаваться по наследству. Это отличало советский подход от западного: играя с простой куклой или конструктором, ребенок учился созиданию, а не потреблению.
Куклы, которые учат, и куклы, которые потребляют
Особое внимание уделялось куклам. Вместо современных «Барби», ориентированных на потребление, в СССР были куклы-учительницы, врачи и инженеры. С этими игрушками дети погружались в профессиональную среду, готовясь к взрослой жизни.
Советский подход резко контрастировал с западным. «Барби», с ее нарядами и домами, внушала идеалы потребления. Советская кукла, напротив, стимулировала творческий и трудовой подход: хочешь что-то — сделай сам.
Легенды игрушечного мира: от неваляшки до крокодила Гены
Среди культовых игрушек выделялась неваляшка — символ не только детства, но и самой России, стойко преодолевающей трудности. Производимая Тамбовским пороховым заводом, она изначально создавалась с расчетом на переоборудование линий для производства боеприпасов.
Крокодил Гена и педальные «Москвичи» тоже занимали особое место в сердцах детей. Последние были настолько дорогими, что стоили около 30 рублей — как два фотоаппарата «Смена-8М».
Советское наследие: что осталось в современности
Сегодня советские игрушки часто вспоминают с ностальгией. Их воспитательная ценность и долговечность становятся особенно заметными на фоне современных пластиковых аналогов.
Игрушки СССР — это не только часть истории, но и пример того, как детские забавы могут быть частью большой идеологии, воспитывающей гражданина, инженера и творца.
Ранее «Пронедра» писала, какие игрушки берут в космос космонавты
Свежие комментарии