На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пронедра

414 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Россия к Украине имеет больше отношения,чем жалкая,убогая,вороватая,лицемерная Европа!США на пороге вых...
  • Eduard
    Какое им дело до нашей земли? Вме войны вообще были для захвата территорийАмериканцы до сих пор сидят в Сирии,там же ...США на пороге вых...
  • Геннадий Бережнов
    Ждать когда фашист одумается бесполезно! Офис бандита должен быть разрушен и это не доработка Путина!Мощные взрывы в Х...

Планы по развитию энергетики России до 2050 года – как стратегию оценивают эксперты

Планы по развитию энергетики России до 2050 года – как стратегию оценивают эксперты Евгения Комарова

Минэнерго РФ разработало энергостратегию до 2050 г., и уже известно, как эксперты оценивают документ с планами развития российской энергетики. Проект определяет долгосрочные ориентиры развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны.

Он также фиксирует подходы к обеспечению энергетической безопасности, технологического суверенитета и климатических целей, сообщает rg.ru.

Энергостратегия России – как будет развиваться энергетика

Основной акцент в стратегии сделан на рост газодобычи, расширение внутреннего потребления, а также увеличение экспорта газа и угля. В отношении нефти прогнозы более сдержанные — планируется удержание текущих уровней добычи и поставок за рубеж. Несмотря на внешнее давление, документ также предполагает наращивание производства СПГ, что рассматривается как приоритетное направление в условиях диверсификации экспортных поставок.

Читайте по теме: стабильность в нефти и рост экспорта газа – прогнозы России до 2050 года

Разработчики стратегии предложили 5 вариантов будущего развития отрасли. Ключевыми среди них считаются целевой и инерционный сценарии. Первый предполагает реализацию комплекса мер по сбалансированному развитию всех энергетических секторов, обеспечение внутреннего спроса при минимальных издержках и сохранение экспортного потенциала. Второй — развитие по текущей траектории без масштабных реформ и инвестиций.

Остальные 3 сценария получили меньшую степень вероятности реализации. Среди них — стрессовый, при котором значительно снижается экспорт энергоресурсов на фоне усиления санкций; сценарий технологического рывка с максимизацией добычи и переработки; и вариант ускоренного энергетического перехода, связанный с глобальной декарбонизацией и возможным снятием ограничений с России.

Обязательства по стратегии до 2050 года

Стратегия не накладывает прямых обязательств на ведомства, а служит ориентиром для выработки согласованных решений. Окончательные параметры для периода после 2037 года подлежат пересмотру на основании достигнутых результатов первого этапа реализации документа.

Что касается конкретных цифр, то рост добычи газа прогнозируется даже в стресс-сценарии. Угольная отрасль демонстрирует устойчивость, при этом объемы добычи и экспорта падают только в случае наиболее неблагоприятного сценария. Производство СПГ, наряду с уже действующими предприятиями, будет расширяться за счёт запуска новых мощностей, включая заводы в Усть-Луге, Мурманске и на Обской губе.

Наиболее проблемным участком остаётся нефтяной сектор. При сохранении текущих тенденций ожидается снижение добычи уже в ближайшие годы. В базовом сценарии экспорт к 2050 г. сократится почти в три раза по сравнению с уровнем 2023 г. В стрессовом варианте предполагается, что добыча нефти будет обеспечивать лишь внутренние потребности страны. Новая стратегия демонстрирует попытку адаптировать энергетическую политику к изменяющимся условиям, включая геополитические вызовы и изменения на глобальном рынке ресурсов.

Как энергостратегию РФ оценивают эксперты

Обновлённая Энергетическая стратегия России до 2050 г. вызвала неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе. Ряд экспертов выразили обеспокоенность тем, как документ отражает перспективы отечественной нефтяной отрасли и её место в глобальной энергетике.

Некоторые аналитики указывают, что стратегия фактически фиксирует спад значимости нефти и предполагает ограниченные усилия по её поддержке. По их мнению, Россия таким образом де-факто соглашается с позицией Европы о завершении нефтяной эпохи, в то время как, к примеру, США сохраняют веру в долгосрочный потенциал нефти. При этом аналитики напоминают, что американские прогнозы, в отличие от российской стратегии, делались ещё до возвращения Дональда Трампа к власти и отражают системный подход, вне зависимости от смены политического курса.

Критика касается также отсутствия чёткой проработки механизмов реализации положений документа. Некоторые эксперты отмечают, что в стратегии недостаточно конкретики по вопросам налоговой политики в нефтяной отрасли, а также не прописаны инструменты ответственности за выполнение намеченных целей. Вместе с тем другие участники экспертного сообщества считают, что стратегия всё же содержит упоминания необходимости создания предсказуемой и стимулирующей фискальной среды, особенно в контексте инвестиций в трудноизвлекаемые запасы и развитие добычных технологий.

Озабоченность вызвало также отсутствие в документе чётких шагов по укреплению суверенитета в сфере энергетики. Отмечается, что Россия по-прежнему ориентируется на западные ценовые индикаторы, использует зарубежные торговые площадки и проводит расчёты в долларах. По мнению ряда экспертов, в условиях санкционного давления стране необходимо создать собственную платформу ценообразования и расширять расчёты в альтернативных валютах.

Вместо акцента на целевой сценарий, подразумевающий реализацию оптимистичного плана развития, некоторые аналитики предлагают ориентироваться на избежание негативного сценария. Продление антироссийских санкций новой администрацией США подтверждает, что международное давление будет сохраняться, и в этих условиях стратегия должна предусматривать защитные меры.

Несмотря на появление новых разделов и попытку отразить ряд проблем, документ всё ещё воспринимается частью специалистов как прогнозный, а не программный. По их мнению, стратегия должна исходить не только из анализа ресурсов и внешней конъюнктуры, но и из потребностей государства: определять объёмы необходимых энергоносителей как для внутреннего рынка, так и для экспорта, и формировать систему конкретных инструментов для достижения этих задач.

Ранее на «Пронедра» писали, что Евросоюз перед энергетической дилеммой – заставит ли Трамп вернуться к газу из России

 

Ссылка на первоисточник
наверх