После ВОВ Советскому Союзу были назначены репарации от Германии, а посредниками были союзники. На то время условия казались приемлемыми, но переосмысливая возмещение убытков, можно задаться вопросом, неужели это и все?
Убытки на сотни миллиардов рублей, а дали 20 млрд рублей и то не все. Можно считать, что ученые компенсировали часть затрат, работая на экономику СССР, но что еще напоминает о репарациях.Сколько выделили Советскому Союзу в качестве репараций
Раздел имущества еще не полностью поверженной Германии начался союзниками по антигитлеровской коалиции задолго до падения Берлина.
Конкретные цифры могут быть предметом дискуссий, но общая картина такова: только на оккупированных территориях противник нанес убытки на 670 миллиардов рублей, что по курсу 1945 года составляет примерно 68 миллиардов долларов. При обсуждении размеров репараций союзники сразу договорились об их разумности для Германии. Была достигнута договоренность о 20 миллиардах на всех, половина из которых предназначалась СССР как наиболее пострадавшей стране, и из этой доли мы, по плану, должны были оказать поддержку Польше.
Также читайте: Власти Польши потребовали репараций от Германии за ущерб от войны
В то время Сталина больше интересовала геополитическая ситуация, чем экономические вопросы. Главным приоритетом было получение ресурсов для восстановления экономики без долгосрочных соглашений с союзниками по «Большой тройке» и без допущения контроля США над советской экономикой, поэтому пошли на такие условия.
Сколько выплатили репарации
В первые послевоенные годы считалось, что СССР досталось репарации на сумму всего 5,3 миллиарда долларов. Остальное должны были предоставить союзники из своих зон оккупации, но они всячески затягивали этот процесс и уклонялись от выполнения своих обязательств. По современным данным, СССР получил от Германии оборудования и материалов в качестве трофеев на сумму 14 миллиардов долларов, но именно репараций мы недополучили. Советские переговорщики в течение нескольких лет активно требовали выполнения обязательств перед СССР, но это не принесло результатов.
Достались еще трофеи. Таковыми считались предметы, которые вывезли до 1946 года, и они не входили в репарацию. Восточная Германия наименее пострадала от боевых действий, поэтому там сохранилось много складов и все это досталось СССР.
Почему часть наших репараций осталась у союзников
У союзников не было актуальных данных об экономике Германии. Они ориентировались на информацию 1936 года, до начала реализации гитлеровского плана по перестройке экономики на военные нужды. Считалось, что около 60–70% промышленности и материальных ценностей сосредоточены в Рурской области, которая находилась в британской зоне оккупации, но на самом деле Гитлер перебазировал многие заводы и фабрики, организовал огромные базы хранения в восточных районах, подальше от зоны поражения английских и американских бомбардировщиков. В результате на территории будущей ГДР оказалось около 30% всех ценностей, что намного больше, чем предполагалось изначально.
Что передали из Германии, чем смогли воспользоваться в СССР
Помимо технологий и ученых, которые в значительной степени определили промышленный и научный потенциал СССР, очень пригодились суда торгового флота – ровно треть немецких теплоходов при разделе досталась Советскому Союзу. Танкеры и лихтеровозы заменили те, что были потоплены в годы войны. Многие из этих судов прослужили до конца прошлого века. Один теплоход до 2000-х годов сопровождал все новые атомные подводные лодки, выходящие из цехов северодвинского Севмаша, на испытания.
Барки «Крузенштерн», «Седов» и «Товарищ» также были переданы СССР в рамках репараций. На «Крузенштерне» до сих пор проходят практику курсанты калининградской мореходки, приобретая элементарные навыки не бояться моря и справляться со снастями.
С боевыми кораблями получилось хуже. Недостроенный немецкий авианосец «Цеппелин» использовали в 1947 году на учениях в качестве мишени и затоплен в Балтийском море.
Промышленное оборудование в качестве репараций
Новые станки и оборудование, которое поступало в СССР из Германии в качестве репараций плохо вписалось в те условия, которые существовали в стране. То не хватало опыта, то дополнительного оборудования, чтобы оно начало работать. Так, например, из Лейпцига было привезено оборудование для разрушенной ТЭЦ в Полтаве, но запустить его не удалось – не смогли подобрать подходящее топливо. Однако на том же Севмаше крупповские гильотины для резки металла проработали почти до XXI века. Был сними правда один нюанс, на оборудовании была нанесена еще в Германии свастика, и она никак и ничем не хотела закрашиваться. Рабочие говорили, что хоть глаза закрывай, чтобы на нее не смотреть.
Можно задаться вопросом, если станки не подходили, то зачем они нужны были СССР. Выход был найден. В Германии стали организовывать заводы и фабрики и на месте использовать их оборудование. Некоторые станки даже вернули назад, потому что пользы получилось больше. Советские акционерные общества успешно работали до 1953 года, и произведенная ими продукция отправлялась в СССР и включалась в план пятилетки.
Самое ценное, что досталось СССР от репараций
Ученые, инженера, которые в Германии работали над двигателями, радарами, ядерным оружием и другими проектами временно переехали в СССР и свой труд оставили в нем. Поэтому можно смело сказать, что их ум – это самое ценное, что досталось от репараций, потому что принесло значительно больше пользы.
Ранее на сайте «Пронедра» писали, что Украина требует репарации от Польши: новый виток исторического конфликта
Свежие комментарии