На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пронедра

391 подписчик

Свежие комментарии

  • Влад Владимиров
    Всем замарашкам всегда, блин, кажется, что не смотря на их одну "скромную извилину" у них в мозгах, как говорят: "ума...Бахилы в феврале ...
  • Наталья Бражникова
    ну и причем здесь 9 марта-то? В этом году 9 марта выпадает на воскресенье - 1-я неделя Великого поста - Торжество Пра...Праздник Вселенск...
  • Юлия Васильева
    Квинсенту колола, буду повторять курс, очень понравился эффект сниижение веса при СД2Созданы новые лек...

Необычные обычаи: как искали пару в XIX и начале XX века

Необычные обычаи: как искали пару в XIX и начале XX века Ирина Валькова

12 февраля — Международный день брачных агентств. Этот праздник, хоть и не столь известен, как День святого Валентина, тем не менее, напоминает нам о вечном стремлении людей найти свою половинку. В поисках семейного счастья многие на протяжении веков обращались к помощи не только небесных сил, но и вполне земных помощников.

История браков среди дворян и купцов в Петербурге и Москве в XIX веке и начале XX века предоставляет уникальный взгляд на то, как искали своих избранников представители разных слоёв общества. Мы вспомним, как организовывались смотрины, как работали свахи и как впервые появились газеты с брачными объявлениями.

Брак как семейный проект

Для людей, принадлежащих к привилегированным слоям общества в первой половине XIX века, способы знакомства были весьма ограничены. В основном это происходило на балах, в кругу родственников или в церкви. Однако, как отмечает доктор исторических наук, профессор Валентина Веременко, эти встречи не были случайными: люди заранее организовывали события, чтобы создать условия для знакомства молодых.

Юрий Лотман в своей книге «Беседы о русской культуре» утверждал, что в XVIII веке в русском дворянстве брак оставался важным социальным институтом, где молодые люди, несмотря на стремление к романтизму, должны были следовать строгим традициям. Сначала жених обращался к родителям невесты с просьбой о согласии на брак, и только после этого начинались личные встречи с самой невестой. Эти отношения редко включали романтические проявления, так как любые демонстрации чувств воспринимались как несоответствующие приличиям.

Сватовство: ключевая роль родителей

каравай Ирина Валькова

Источник фото: pixabay.com

Особое внимание в XIX веке уделялось мнению родителей, особенно матери и старших родственниц. Когда молодой человек решал, что пора вступить в брак, он сообщал об этом своим родственникам. Тотчас начиналась активная работа: родственницы девушки начинали наблюдать за потенциальным женихом и устраивали встречу в гостях. Если молодой человек привлекал внимание, он просил организовать несколько встреч, и уже после нескольких таких пересечений решалась судьба сватовства. Но если девушка не понравилась родителям, то будущие встречи исключались.

Важно отметить, что в те времена замужество было не только личным, но и семейным проектом, где желания невесты порой отодвигались на второй план. Родители тщательно выбирали жениха, опираясь на его социальное положение, образование и репутацию. Не случайно девушки, особенно в высших слоях общества, большую часть своего времени проводили в закрытых пансионах, где не имели возможности общаться с мужчинами. Поэтому, возвращаясь домой, они часто даже не могли составить собственное мнение о потенциальных женихах, доверяя выбор своих родителей.

Преимущество «одобряемых» женихов

Как отмечает Веременко, девушка, возвращавшаяся из пансиона, оказывалась в ситуации, когда ее будущего мужа представляли через «позитивный образ». Родители говорили: «Его все одобряют», и девушка, не имея другого опыта общения с мужчинами, зачастую влюблялась в такого жениха. Это была не только гарантия будущего спокойствия, но и возможность избежать неудобных ситуаций. Такая роль родителей в выборе мужа оставалась важной до конца XIX века.

Интересный случай описан в воспоминаниях родственника поэта Антона Дельвига, генерала-инженера Андрея Дельвига. Он рассказывает историю о том, как его родственник, князь Дмитрий Волконский, влюбился в девушку, но столкнулся с сопротивлением ее отца, который был против брака из-за разницы в возрасте. Однако, несмотря на препятствия, молодой человек сумел завоевать сердце девушки и вскоре стал ее мужем. Это показывает, как важно было согласие старших в вопросах, касающихся брака, даже если мнение дочери о будущем избраннике не всегда принималось во внимание.

Свахи и газеты как средства поиска пары

брак Ирина Валькова

Источник фото: pixabay.com

С развитием городской культуры, особенно в крупных городах, таких как Петербург и Москва, роль свах и брачных агентств начала увеличиваться. Женщины, не имеющие поддержки родных, искали помощи у профессиональных посредников, которые помогали выбрать достойного кандидата. Свахи выполняли роль своеобразных «проводников» в мир брачных отношений, предлагая кандидатуры, которые подходили по социальному статусу и доходам.

Кроме того, к концу XIX века начали появляться газеты с объявлениями о браках. Это был своего рода «брачный рынок», где люди могли опубликовать свои объявления, ищущие партнера для брака. Подобные газеты стали популярными в крупных городах, и были востребованы как среди дворян, так и среди купцов и представителей более низких слоев общества.

Браки в российском дворянстве XIX века

Брак в России в XIX веке был важным социальным и семейным институтом, который часто основывался не столько на любви, сколько на социальном положении, финансовых возможностях и угоде родителям. В этом контексте история семьи Водовозовых, как и многих других, становится отражением того, как личные судьбы переплетались с семейными традициями, общественными нормами и экономическими обстоятельствами.

Несчастливый брак Нюты Водовозовой

Елизавета Водовозова, известная своими мемуарами, в книге «На заре жизни» описывает трагическую судьбу своей старшей сестры Нюты, чье несчастливое замужество стало результатом не только материальной нужды, но и давления семьи. Мать, овдовевшая и оказавшаяся в трудном положении в 1850-х годах, приняла решение выдать старшую дочь за соседа, Феофана Савельева, несмотря на то что Нюта его не любила.

Савельев, хотя и был высок и привлекателен внешне, обладал нестабильной психикой и страдал от истеричных приступов. Он проявил себя как тиран, жестоко обращавшийся как с Нютой, так и с ее сестрой Елизаветой, заставляя последнюю шпионить за родственницей. Судьба Нюты стала примером того, как социальные и экономические обстоятельства могли затмить личное счастье и желание женщины.

Особую роль в принятии этого брака сыграла вера Нюты в то, что ее тетя Анфиса, призвавшая ее «не идти наперекор матушкиному желанию», предсказала ее участь. Это послушание, подчинение воле старших, было распространенной практикой в тот период, когда мнения родителей, особенно матери, имели огромное значение.

Второй брак Нюты: иллюзии и разочарования

После смерти своего мучителя Нюта решает выйти замуж второй раз, надеясь на лучшее будущее с доктором Лаговским. Несмотря на ее осведомленность о его пьянстве, она надеялась, что этот недостаток со временем исчезнет. Однако и второй брак оказался неудачным. Лаговский не только пил, но и проявлял буйное поведение, оставив жену, чтобы не мучить ее своими сценами. Вскоре он умер, оставив Нюту в еще более трагичной ситуации.

Брак по любви: эволюция представлений о браке

свадьба Ирина Валькова

Источник фото: pixabay.com

Изменения в экономической и социальной жизни страны во второй половине XIX века постепенно меняли и подходы к браку. С отменой крепостного права дворяне утратили значительную часть своего богатства, и любовь стала важнейшей причиной для заключения брака. Меньше внимания стало уделяться приданому, а отношения между супругами все чаще основывались на взаимных чувствах.

Николай Чернышевский, один из пионеров идеи брака по любви, сам стал примером для подражания. В 1853 году он женился на Ольге Сократовне Васильевой, хотя мать была против их союза. Чернышевский даже угрожал самоубийством, если мать не согласится на его выбор. Этот акт самоутверждения стал отражением новой эпохи, когда любовь постепенно заменяла расчет в вопросах брака.

Социальные изменения и новые взгляды на брак

В 1870–1880-е годы брак по любви становится нормой. Женщины все чаще выходят замуж по собственному желанию, а отношения между партнерами строятся на личных симпатиях и привязанности. Отношение к браку как к контракту, заключенному ради материальных выгод, постепенно отходит на второй план. Женихи и невесты начинают все больше ценить личные качества друг друга, их внутренний мир и совместимость.

Однако давление со стороны родителей, которые все еще пытались контролировать выбор партнеров своих детей, не исчезло сразу. В некоторых семьях родители продолжали искать «выгодные» браки для своих детей, особенно когда речь шла о приданном или социальном статусе.

 Проблемы и изменения в купеческой среде

Семьи купцов также не были свободны от социального давления и традиций. Купечество зачастую заключало браки внутри своего круга, обращая внимание на родственные связи, деловые партнерства и материальное положение. Николай Лейкин в своих воспоминаниях описывает историю брака своих родителей, который тоже был устроен по расчету, хотя и с элементами любви. В то же время, по словам историка Валентины Веременко, для купцов также было важным, чтобы будущий муж мог продолжить семейное дело и поддержать финансовое благополучие.

Загадки личных объявлений московской «Брачной газеты»

Брачная газета Ирина Валькова

Источник фото: pixabay.com

Московская «Брачная газета» начала XX века была не только практическим инструментом для поиска спутника жизни, но и своеобразным зеркалом социальных норм, идеалов и тревог того времени. Изучение объявлений, размещенных в издании 1907 года, позволяет не только ознакомиться с запросами и надеждами наших предков, но и глубже понять, какие социальные и культурные ценности, скрытые в этих кратких текстах, были актуальны в те времена.

Сейчас многие воспринимают старинные брачные газеты как артефакты, отражающие лишь внешние аспекты любовных и брачных поисков. Однако за каждым объявлением стояла не только просьба о встрече, но и отображение того, что было важно для людей той эпохи — от здоровья и воспитания до социального положения и моральных ориентиров.

Экзема, ревматизм и свахи: реклама того времени

Помимо традиционных объявлений о поиске брачного партнера, в «Брачной газете» 1907 года можно было найти рекламу всевозможных средств и услуг. Это были не только лекарства от экземы или ревматизма, но и услуги свах, которые помогали устроить личную жизнь. Впрочем, не всегда было достаточно просто найти себе пару. Часто в объявлениях встречались упоминания о здоровье, как у мужчин, так и у женщин. Проблемы с кожей или суставами воспринимались как серьезный фактор при выборе партнера, так как здоровая жизнь считалась важным элементом благополучного брака.

Интересно, что в таких же газетах можно было найти и объявления от гадалок, которые обещали помочь в решении судьбы. Таким образом, личные предпочтения людей в вопросах брака тесно переплетались с мистическими практиками того времени, отражая в этом социальный и культурный контекст.

Полемика о женской судьбе и роли души

невеста Ирина Валькова

Источник фото: pixabay.com

В том числе в брачных объявлениях активно обсуждались и важные философские и социальные вопросы, такие как роль женщины в обществе и семье. Примером может служить полемика вокруг «Крейцеровой сонаты» Льва Толстого, которая разжигала дебаты о том, что считать «порнографией», а что — честным взглядом на брачные отношения. Этот вопрос находил отражение в письмах людей, ищущих пару, в которых они высказывали свои взгляды на нравственность и идеальные семейные отношения. Например, в объявлении от 14 сентября 1914 года бедная Золушка жаловалась на трудности жизни, но, несмотря на свои страдания, она упоминала, что обладает «чуткой, незаурядной душой». Образ «души» был обязательным элементом в представлении идеального партнера.

Не только женщины, но и мужчины активно включали в объявления слова о своих чувствах и ожиданиях. Это было частью не только попытки представить себя достойным кандидатом, но и напоминанием о том, что личные переживания и эмоциональная сторона важны для многих. Особенно если учесть, что одновременно с романтическими запросами часто выражались ожидания от будущих супругов о их «интеллигентности», заботливости и, конечно же, финансовой стабильности.

Брак как бизнес: эстетические требования и социальное положение

Запросы, которые были представлены в «Брачной газете», нередко отражали материальные интересы. Мужчины и женщины часто указывали свой социальный статус, например, «дворянин» или «князь», или, наоборот, акцентировали внимание на внешних данных, например, на стройной фигуре или красавице-врачах. В то же время претендующие на титул и наследство заявляли о своем желании найти достойного партнера, имеющего состояние и имение, что было важным элементом для многих.

Не менее важными были и социальные стандарты. Например, требования к сексуальному опыту, к состоянию здоровья или к месту жительства — москвичка или провинциалка, с определенным прошлым или без. Эти требования подчеркивают высокие ожидания того времени, где даже личные отношения воспринимались как своего рода деловая сделка, с установлением четких условий.

В то же время, мужская аудитория уделяла внимание не только внешним и материальным аспектам, но и моральным. От женщин ждали «интеллигентности» и «музыкальности», готовности заботиться о доме и быть хорошими хозяйками. При этом женщины тоже подчеркивали свои добродетели: опыт в хозяйстве, образование, а также моральную непогрешимость.

Приданое и идеальные брачные партнеры

приданое Ирина Валькова

Источник фото: pixabay.com

Особое внимание заслуживает тема приданого — важного аспекта брачных договоров того времени. Предприниматели, военные и представители других социальных слоев иногда описывали свои ожидания по этому поводу. Женщинам предписывалось наличие определенного образования и хозяйственных навыков, а также склонности к культурной жизни. Это в значительной степени перекликалось с ожиданиями того времени, когда брачные союзы, особенно среди дворянства и более обеспеченных слоев, часто служили не только для создания семейного очага, но и для усиления социального положения.

Таким образом, через обыденные тексты «Брачной газеты» можно увидеть, как в начале XX века сочетались личные и социальные интересы, как брачные объявления становились не только поиском любви, но и индикатором общественных, культурных и политических процессов. Составляя картины своих идеальных союзов, люди тех лет продемонстрировали, как в важнейшем решении своей жизни учитывались материальные и моральные аспекты, а также сформировавшиеся представления о семейных ролях.

Ранее «Пронедра» писала, что древние предсказания подтверждаются в современности и ведут Россию к возрождению

 

Ссылка на первоисточник
наверх