На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пронедра

333 подписчика

Свежие комментарии

  • serga sv
    началось ... пиндостан покатился в забвениеСаудиты могут сни...
  • Геннадий Бережнов
    Видимо ждут ещё ударов по России, а в Киеве тем временем гуляют и грозят нам отморозки типа Шольца, но мы не такие не...Почему нет второг...
  • Пульхерия Djem
    Лучше надбавку к пенсии дайте или ЧЕСТНУЮ индексацию проведите.Какие поездки,какой сапсан для большинства пенсионеров...Льгота для пенсио...

Ограничения могут смягчить – Минэнерго оценивает частичное снятие запрета на экспорт бензина

Ограничения могут смягчить – Минэнерго оценивает частичное снятие запрета на экспорт бензина Татьяна Арестова

Минэнерго России в ближайшие недели проведет анализ ситуации на топливном рынке. Наличие признаков избытка предложения станет поводом для частичной отмены ограничений на экспорт. Смягчение, как отмечал вице-премьер Александр Новак, коснется бензина Аи-92.

О планах властей сообщает РБК.

Снятие и введение ограничений на экспорт

Власти ввели запрет на экспорт бензина в марте, стремясь удовлетворить внутренний спрос, усиливающийся в летний сезон. Впоследствии ограничения были продлены до конца года. При этом они действуют с рядом исключений. Так, экспорт продолжается в рамках выполнения международных договоров, включая соглашения со странами ЕАЭС.

Читайте по теме: Россия откладывает снятие ограничений на экспорт бензина

В мае-июне производители топлива выводились из-под действия запрета. При этом ограничения сохранялись для «серых» экспортеров. По словам Новака, решение о снятии запрета будет принято, если в стране будут зафиксированы излишки бензина. В этом случае экспорт станет возможным, чтобы избежать рисков снижения объемов производства на НПЗ. Однако речь идет пока только об АИ-92. Примечательно, что с момента введения запрета наблюдается снижение оптовых цен, что также способствует снижению спроса на экспорт.

Запрет на экспорт оказал влияние на рынок бензина, в частности, на рост цен на АИ-95, которые в августе достигли максимума в 2024 г. После возобновления эмбарго цены на топливо снова начали расти, что стало причиной для дальнейшего контроля за ситуацией. Минэнерго предложило продлить запрет на экспорт на осень, но правительство решило сохранить ограничения до конца года, чтобы избежать дефицита топлива в условиях сезонных ремонтов НПЗ. На данный момент цены на бензин на бирже стабилизировались, и для некоторых марок, таких как АИ-92 и АИ-95, достигнуты более низкие значения, чем в начале сентября.

Важным моментом в обсуждении является то, что, несмотря на некоторое снижение цен, они всё ещё остаются значительно выше уровня начала лета, когда экспорт был полностью возобновлён. По данным Росстата, на 5 ноября стоимость бензина марки АИ-92 выросла на 7,1% по сравнению с концом 2023 года, в то время как АИ-95 подорожал на 7,6%. В целом повышение потребительских цен составило 6,75%, что находит подтверждение в прогнозах Федеральной антимонопольной службы. При этом, как утверждают эксперты, рост цен на топливо в рознице по итогам года не превысит уровень инфляции, что должно успокоить потребителей и поддержать стабильность на рынке.

Сложности оценки топливного рынка

Одним из факторов, который может повлиять на рынок в ближайшее время, является возможный долгосрочный эффект от запрета на экспорт. Эксперт в области нефтяной промышленности Сергей Терешкин утверждает, что длительный запрет на экспорт может лишить нефтяников стимулов для «прилежного поведения», что в итоге может привести к росту цен. По его мнению, властям нужно давать рынку поддерживающие сигналы и быть готовыми к возможной корректировке мер в зависимости от рыночной ситуации.

Однако без данных о точных объемах производства топлива трудно судить о реальной ситуации на рынке. В мае правительство приняло решение закрыть доступ к информации о производственных объемах бензина, объяснив это мерами информационной безопасности. В условиях отсутствия точных данных эксперты вынуждены оценивать ситуацию по косвенным признакам. Как отмечает Максим Дьяченко, управляющий партнер «Пролеума», объемы продаж бензина на бирже в последние месяцы снизились по сравнению с началом года, что не соответствует ожиданиям перепроизводства и затоваривания. При этом отгрузка топлива по контрактам, заключённым ещё в сентябре, до сих пор не завершена. Это указывает на возможные проблемы в логистике. В таких условиях обсуждение вопроса снятия эмбарго выглядит не столь очевидным.

Дьяченко также отмечает, что цены на бензин на некоторых базисах поставок так и не снизились после введения эмбарго. Это свидетельствует о том, что рынок всё ещё испытывает напряжение, несмотря на официальное регулирование. Независимые розничные продавцы бензина уже несколько месяцев работают в убыток, что также добавляет нестабильности. Эксперт считает, что этот тренд может усилиться в случае продолжения роста процентных ставок или при возобновлении экспорта, что неизбежно приведёт к ещё большему удорожанию топлива.

Топливо в «хрупком равновесии»

На данный момент рынок топлива в России находится в достаточно хрупком балансе. В то время как некоторое снижение цен происходит, ситуация остаётся нестабильной, и в случае дальнейших колебаний цен, например, при отмене запрета на экспорт, возможны новые потрясения. В связи с этим специалисты рекомендуют правительству рассмотреть возможность квотирования экспорта. Это позволит не только сбалансировать предложение и спрос, но и учесть особенности расположения отдельных НПЗ, которые могут столкнуться с проблемами из-за логистических трудностей.

Квотирование могло бы стать необходимой мерой для предотвращения дальнейшего роста цен и обеспечения стабильности на внутреннем рынке. В таком случае, экспортное ограничение будет снято лишь для тех нефтезаводов, которые сталкиваются с конкретными проблемами из-за своих территориальных особенностей. Это решение могло бы также снизить риски на рынке и стабилизировать ситуацию для потребителей и производителей.

Ранее на pronedra.ru писали про слова Новака: важно бороться с серым экспортом дизельного топлива в ЕАЭС

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх