Клайд Расселл, ведущий колонки в Reuters, указал на серьезные последствия тарифов Китая, вводимых в ответ на пошлины США, для морских поставок коксующегося угля. Пекин установил для твердого топлива и американского СПГ сбор в 15%.
Кроме того, с 4 февраля введен тариф на нефть в 10%. Это стало ответом на решение президента США Дональда Трампа повысить импортные пошлины на все китайские товары на 10%.Тарифы бьют по металлургическому углю
Введённые ограничения фактически блокируют энергетическую торговлю между двумя странами. Китай, являющийся крупнейшим мировым импортёром угля, СПГ и нефти, теперь сталкивается с ограничениями при закупках у США. Последние занимают ведущие позиции в экспорте этих ресурсов. Однако влияние на рынок нефти и СПГ будет незначительным, поскольку доля США в импорте Китая этих товаров составляет всего около 2% и 5% соответственно.
Читайте по теме: Индия заменяет Китай – Россия переориентирует экспорт металлургического угля
Гораздо серьёзнее ситуация складывается с металлургическим углём, используемым в производстве стали. В 2024 г. Китай импортировал по морю 43,02 млн тонн кокса, из которых 5,02 млн тонн пришлось на США — около 11,7% от общего объёма. Штаты являлись четвёртым по величине поставщиком этого вида угля в Китай после Австралии (15,91 млн тонн), России (11,68 млн тонн) и Канады (7,79 млн тонн).
Если новые пошлины сделают американский металлургический уголь неконкурентоспособным, китайским металлургическим предприятиям придётся искать альтернативные источники поставок. В теории американские компании могли бы снизить цены, чтобы сохранить присутствие на китайском рынке. Однако, более вероятно, что они переориентируют экспорт на другие страны, такие как Индия, Япония и Южная Корея.
Альтернативные источники угля для Китая
Для Китая основным вариантом замещения американского угля остаются поставки из Монголии, которая является крупнейшим поставщиком этого сырья по железной дороге и автотранспорту. Однако большая часть этих грузов идёт на внутренние предприятия, а не в прибрежные регионы, куда поступает морской импорт. Увеличение поставок из России также выглядит маловероятным из-за ограниченной производственной и транспортной инфраструктуры.
Таким образом, основными кандидатами на восполнение объёмов остаются Австралия и Канада, которые обладают достаточными мощностями для удовлетворения спроса Китая. Однако это может привести к росту цен, поскольку китайским предприятиям, возможно, придётся конкурировать с другими импортёрами за доступ к этим поставкам.
Когда Китай ввёл неофициальный запрет на импорт австралийского угля в середине 2020 г., поставки из этой страны практически прекратились. Однако это привело к росту цен на морские сорта топлива, так как Китаю пришлось переориентироваться на других поставщиков. Для покрытия дефицита энергетического угля использовались поставки из Индонезии, а металлургический уголь приходилось закупать в США и Канаде, что сопровождалось дополнительными затратами.
Конкуренция и ситуация с ценами на рынке угля
Теперь, если Китай попытается заменить американский металлургический уголь поставками из Австралии и Канады, ему придётся конкурировать с Индией, крупнейшим мировым импортёром этого сырья. В 2024 году Индия закупила 67,6 млн тонн кокса, причём основным поставщиком была Австралия, откуда поступило 34,88 млн тонн — более половины от общего объёма импорта. Второе место заняла Россия (14,74 млн тонн), а третье — США (8,4 млн тонн).
Наиболее логичный способ для Китая отказаться от американского угля — увеличить закупки в Австралии, тогда как Индия может компенсировать дефицит, увеличив импорт из США. Такой вариант возможен, однако, по крайней мере в первое время, это приведёт к удорожанию сырья.
Последние 16 месяцев цены на морской металлургический уголь снижались. В октябре 2023 г. австралийский эталонный контракт, торгуемый в Сингапуре, оценивался в 363 доллара за тонну, но к 14 февраля 2025 года цена упала на 48,2%, составив 188 долларов. Американский уголь с низкой летучестью, поставляемый с восточного побережья США, оценивался агентством Argus в 187,5 доллара за тонну, что соответствует австралийскому уровню.
Если Китай действительно переориентируется на закупки в Австралии и Канаде, вероятно, австралийские цены начнут расти и опережать американские. В то же время производители из США окажутся в сложной ситуации, вынужденные искать новых покупателей для объёмов, ранее предназначавшихся для китайского рынка.
Ранее на pronedra.ru писали, что Россия наращивает экспорт угля без указания пункта назначения
Свежие комментарии