В многонациональной России, где армейская служба считается неотъемлемой частью мужского долга, удивительно низкое представительство цыган в рядах Вооружённых сил не может не вызывать вопросов. При высокой рождаемости в общинах рома, их массовое уклонение от службы кажется феноменом, достойным пристального изучения.
Попробуем вместе с журналистами сайта pronedra.ru разобраться, почему этнические цыгане веками избегают военной повинности — и что стоит за этой устойчивой традицией.Внутренний кодекс: оружие как табу
Первое, на что указывают исследователи — это глубоко укоренённый менталитет народа рома. В их мировоззрении присутствует своеобразный табу на убийство и ношение оружия. По преданию, Бог запретил цыганам проливать кровь и дал им иное предназначение — быть странниками, музыкантами, рассказчиками. Именно поэтому цыганские общины традиционно уклонялись от армии как в Османской империи, так и в Российской и Австро-Венгерской.
Читайте по теме: Ходят как босяки, а резиденции как у президентов: цыгане выставили на продажу свои дома в Челябинске за миллионы
Однако этот аргумент нельзя считать абсолютным. В криминальных хрониках нередко упоминаются цыгане с оружием в руках, совершавшие тяжкие преступления. Это говорит скорее о том, что речь идёт не о принципиальном отказе от оружия, а о нежелании участвовать в официальных структурах власти, особенно военных.
Этническая изоляция как стратегия выживания
Цыгане на протяжении столетий вырабатывали стратегию этнического выживания в условиях давления извне. Одним из её ключевых элементов стало сознательное избегание ассимиляции. Армия же, по сути, — это пространство, где стираются национальные и культурные различия. Подчинение внешним порядкам, слияние с «чужими» противоречит стремлению рома к сохранению своей уникальности, языка, обычаев и жизненного уклада.
К тому же цыганская жизнь сильно завязана на общину и семью. Оторванность от близких и кочевого образа жизни воспринимается как нечто противоестественное. Армейская служба с её дисциплиной и изоляцией от дома воспринимается в этом контексте как форма насилия над традицией.
Документы? Нет, не слышали
Не стоит забывать и о бюрократическом факторе. В значительной части кочевых общин документы если и имеются, то далеко не у всех. Многие живут без регистрации, с паспортами других стран (например, Молдавии), или вовсе без удостоверений личности. Государственная система попросту не может эффективно учесть и отследить таких людей. Военкоматы бессильны — цыганские юноши «выпадают» из поля зрения, что значительно упрощает уклонение от службы.
Семья с юных лет: отсрочка по факту
Цыганские традиции предполагают ранние браки и быстрое пополнение семей. В 18 лет цыганин может уже иметь несколько детей, а к 25 — стать дедушкой. По российскому законодательству, многодетным отцам полагается отсрочка от службы, чем цыгане активно пользуются. Это — законный способ избежать армии, не прибегая к конфликту с государством.
Были и герои
Несмотря на общий тренд, история знает и исключения. Один из самых известных — Тимофей Прокофьев, цыган, ставший Героем Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне. Известны случаи, когда рома проявляли себя как отличные разведчики — гибкие, ловкие, со способностью «растворяться» среди мирного населения. Но такие примеры — скорее исключение, чем правило.
Государство и цыгане: недоверие по умолчанию
Цыгане традиционно с недоверием относятся к государству, будь то полиция, социальные службы или армия. И это недоверие, увы, взаимно. Вместо диалога — отчуждение. Вместо включения — игнорирование или, наоборот, карательные меры. Армейская служба становится лишь ещё одним полем для этого исторического конфликта.
Армия — не для них?
Вряд ли стоит ожидать массового потока цыган в российскую армию в ближайшие годы. Причины — не только в традициях и верованиях, но и в системных проблемах взаимодействия между государством и этническим меньшинством. Пока одно не доверяет другому, ситуация вряд ли изменится. Цыгане продолжат уклоняться, государство — закрывать глаза, и лишь редкие героические исключения будут напоминать о том, что всё же бывают моменты, когда путь цыганина и путь солдата пересекаются.
Но это — всегда исключение, а не правило.
Ранее «Пронедра» писала, что цыгане утерли нос местным: пока те стоят годами в очереди за квартирой, две цыганских семьи их отхватили с легкостью
Свежие комментарии